Когда речь идет об обработке цифрового видео, я часто слышу вопрос: как создать меню для фильма? Еще недавно я отвечал: чтобы создать фильм с меню, вам необходимо провести процедуру DVD авторинга, то есть создать полноценный проект в DVD формате. Времена меняются и сегодня произнося слово авторинг, мы можем иметь ввиду , как DVD формат, так DivX Ultra и даже еще толком не исследованный Blu-ray BDMV. Наша сегодня с вами задача научиться создавать собственное меню для фильма. Поможет нам в этом замечательная программа TMPGEnc Authoring Works 4. Впрочем, мы не только научимся создавать меню, но попробуем из готового DVD проекта извлечь фильмы и перекодировать все это дело в формат DivX Ultra.
{mosloadposition debug}
Долгие годы, дабы провести операцию по DVD авторингу, я использовал замечательную программу Tmpgenc dvd author, которая во второй версии умела работать исключительно с файлами в формате MPEG-2 . К третьей версии программа обзавелась поддержкой DivX Ultra. То есть, пользователи получили возможность работать с популярным форматом DivX, который в реализации Ultra позволял хранить кроме всего прочего меню фильма. – это продолжение линейки Tmpgenc dvd author, которая в сравнении с предыдущими версиями обзавелась поддержкой формата Blu-ray BDMV и, следует заметить, превратилась в серьезный инструмент по работе с цифровым видео.
Поэтому предлагаю скачать TMPGEnc Authoring Works 4 здесь, немедленно установить программу и приступить к работе.
Те, кто знаком с предыдущими версиями программы обратят внимание на частично переработанный интерфейс. Давайте разберем главное окно программы подробнее.
Знакомство с TMPGEnc Authoring Works 4
Скачать TMPGEnc Authoring Works 4
Центр экрана украшен 4 –мя огромными кнопками, расположенными по кругу.
Start New Project – создать новый проект. С нажатия этой кнопки, собственно, начинается все самое интересное в программе, потому что она позволяет приступить к началу мероприятия под названием Авторинг.
Open a Project File – открыть файл с сохраненным проектом. Сразу хочу обратить внимание, когда речь идет о сохранении проекта, это значит, что мы просто записываем последовательность действий по созданию меню и прочих настроек будущего фильма. Для чего нам может понадобиться открыть файл с сохраненным проектом? Например, если вы приступили к авторингу, затем по каким – то причинам решили отложить это дело до лучших времен, но чтобы не терять потраченное время впустую, вы сохранили проект. Теперь чтобы возобновить свои действия по авторингу, достаточно открыть сохраненный проект и продолжить работу.
Batch Authoring Tool – сей инструмент позволяет организовывать созданные ранее проекты. Чтобы было понятнее, объясняю. Предположим, вы создали несколько проектов, но по определенным причинам не стали доводить их до завершающего этапа – кодирования, которое само по себе отнимает немало времени. А было принято решение перенести кодирование на ночное время. Так вот Batch Authoring Tool позволяет точно настроить расписание тех или иных задач. При грамотной настройке, мы сможете спокойно лечь спать, а ваши проекты буду успешно перекодированы, доведены до логического завершения.
Disk Writing Tool – утилита для записи дисков. Обладает весьма скромными возможностями и используется как правило по окончании процесса кодирования.
Теперь давайте обратим внимание на выпадающий список, что расположен справа, чуть выше уже знакомых нам кнопок.
Здесь мы обязаны выбрать формат конечного файла. Так как мы решили создавать проект в формате DivX Ultra, то выбираем соответствующий пункт. На данном этапе нам необходимо определиться: в какой системе цветности будет наш будущий видео проект. Здесь сложно что–то советовать. Современная техника успешно справляется, как с системой PAL , так и NTSC, поэтому выбор системы цветности – дело вкуса и предпочтений.
Хочу заострить ваше внимание еще на одном элементе управления.
Обратите внимание на нижнюю часть экрана. В левом углу скромно расположилась надпись «Output Size» (Итоговый размер файлов проекта), а справа от нее такая длинная полоска с разметкой. Давайте щелкнем по этой полоске правой кнопкой мышки. Появится следующее окно:
Здесь нам предоставляется возможность определиться с размером будущего носителя. Предположим, мы заранее знаем, что писать конечный продукт будем на DVD болванку объемом 4,7 гБ, так почему бы нам в таком случае не выставить в предложенном списке значение 4,7 Гб? В будущем по мере заполнения нашего проекта видеоматериалом данная полоска будет заполняться, и предупреждать нас об оставшемся свободном месте на диске.
Наконец, хотелось бы обратить внимание на немаловажный элемент управления программой – блок кнопок в верхней части окна TMPGEnc Authoring Works 4.
Дело в том, что каждая кнопка – это определенный, немаловажный шаг в нелегком деле авторинга. Давайте расшифруем их значение.
Start – нажимать на эту кнопку вам придется только в том случае, если вы работали надо одним проектом и решили приступить к созданию нового. Если же вы запустили программу первый раз, то эта кнопка изначально активна. Оно и понятно: ведь вы как раз находитесь на стартовой позиции в деле создания нового проекта.
Source (источник) – после того как мы нажмем сюда, нам откроется окно, где будет предложено выбрать источник, то есть видеоматериал из которого мы будем создавать будущий проект.
Menu – данный раздел целиком и полностью посвящен созданию меню навигации.
Simulation – предварительный просмотр. Программа предоставляет нам возможность просмотреть созданный результат так, как он будет выглядеть по окончании кодирования.
Output – сей раздел посвящен окончательным настройкам процесса кодирования.
Итак, мы вкратце познакомились с главной страницей TMPGEnc Authoring Works 4, поэтому предлагаю приступить непосредственно к нашей основной задаче.
Чтобы были понятны мои дальнейшие действия, я объясню…. У меня имеется в наличии DVD диск на котором расположились в формате DVD Video три замечательные фильма. Это три части легендарного киношедевра Стивена Спилберга «Назад в будущее». Так уж получилось, что мне понадобилось создать видео в формате DivX Ultra, на котором должны присутствовать лишь две части (первая и третья) из вышеуказанной трилогии.
Будущий проект должен обладать полноценным меню и будет записан на DVD болванку объемом 4, 7 Гб.
Выбор источника
Мы уже знаем – чтобы выбрать источник, а в нашем случае им стал DVD диск с фильмом «Назад в будущее», нам необходимо нажать на кнопку «Source» в верхней части экрана.
Нам откроет окно под названием «Source Wizard».
Нас интересует пункт «From a DVD , BD, AVCHD, HDD Camcoder, memory card etc», который откроет окно выбора, где мы получим выбрать каталог с DVD фильмами.
Объективности ради хочу сказать: если бы наша задача состояла в том, чтобы создать проект из обычных видеофильмов, что расположились на жестком диске, то пришлось бы нам нажимать на пункт «From a File».
Впрочем, я отвлекся. У нас уже открыто новое окно.
Обратите внимание: если ваш фильм расположен на DVD диске, то необходимо сделать так, чтобы переключатель «From a Drive» был включен. В таком случае из расположенного рядом выпадающего списка нам достаточно выбрать нужный диск, тот который и является собственно DVD приводом где поселился наш киношедевр.
Однако бывают случаи, когда фильм с DVD хранится на жестком диске компьютера. В такой ситуации необходимо переключиться в режим «From a folder» и выбрать каталог с фильмом.
В моем случае все оказалось просто. Я вставил диск с фильмом в DVD привод, который в операционной системе получил громкое наименование «К». Далее я просто выбрал нужную букву в выпадающем списке «Drive», затем в нижней части окна нажал кнопку «Next», после чего программа приступила к считыванию и обработке исходного видеоматериала.
По окончании данной операции появилось следующее окно:
Мы видим, что здесь представлена информация о содержимом исходного диска. Три желтых квадратика соответствуют трем частям знаменитой трилогии. Напротив каждого квадратика располагается сводная информация о видеофайле: его размер, разрешение, соотношение сторон видеокартинки.
Чтобы выбрать первую и третью части фильма, я просто напротив них ставлю флажок и нажимаю кнопку «Next» в нижней части окна.
Следующее окно изобилует английским текстом. Поэтому давайте расшифровывать вместе эти нерусские закорючки.
Import chapter entry points into the chapter list – если мы поставим флажок напротив этой надписи, то вместе с фильмом в наш будущий проект будет импортирована разметка видеофильма.
Вы, наверное, в курсе, что просматривая DVD фильм можно пользоваться не только перемоткой, но также переходить с эпизода на эпизод, используя специальные клавиши на пульте управления. Так вот эти самые переходы заранее прописываются при создании DVD проекта.
Так как мы производим импорт уже готового, ранее созданного DVD фильма, то нам предлагается также импортировать и разметку по фильму, что в будущем нас избавит от самостоятельного создания переходов по главам фильма.
Copy selected titles to the hard disk drive – здесь нам предлагается сохранить копии выбранных фильмов на жесткий диск компьютера.
Поставив флажок напротив данного пункта, мы позволим в будущем несколько ускорить работу над созданием проекта. Рекомендую нажать на кнопку «Обзор» и самостоятельно указать папку куда будут скопированы видео файлы.
В моем случае я выбрал каталог под названием «Papka» на диске «С» своего компьютера.
Теперь, когда все флажки расставлены, можно смело нажать кнопку «Ок» в нижней части окна и лицезреть новое окно:
Данное окно нам предлагает два варианта развития событий (с небольшими различиями):
Add all the clips to the current track - добавить все клипы в текущий трек. Если мы выберем данную опцию, то у нас получится не два разных фильма, а одно длинное кино, которое будет состоять из первой и третьей частей «Назад в будущее». Естественно, что такой вариант нас не устраивает.
Add all the clips into the different tracks - добавить все клипы в разные треки. В данном случае мы получаем два совершенно независимых фильма.
Хочу обратить ваше внимание, на следующее обстоятельство: несмотря на то, что пунктов всего два, в нашем окне целых 5 кнопок.
Дело в том, что на каждое событие предлагается два варианта. Первый – «will display the Add clip window for each clip» заставит после добавления каждого фильма в будущем открывать окно под названием «Add clip», где могут и будут совершаться более тонкие настройки по работе с каждым видеофайлом. Второй пункт - «will not display the Add clip window» , соответственно не будет позволять открываться вышеописанному окну при добавлении видео.
Что это за окно такое, мы узнаем чуть позже, а пока предлагаю нажать на кнопку «Add all the clips into the different tracks » с подписью внизу «will display the Add clip window for each clip».
Начнется процесс импортирования, в процессе которого появится следующее окошко:
Редактирование видео
По окончании импорта мы попадем в желанное окно под названием «Clip Addition».
Следует заметить, что это многоцелевое окно. То есть, с его помощью мы можем выполнить огромное количество операций над нашим видео.
Окно имеет три переключателя вкладок, что расположены в верхней части и открывают нам соответствующий своему названию раздел:
Clip properties – данная вкладка открыта по умолчанию, здесь показаны свойства текущего видеофайла. Причем некоторые их них, вполне реально изменить. К примеру, если изменить значение выпадающего списка «Aspect Ratio», то на выходе получим отличное от текущего соотношение сторон видеокартинки.
Cut-Edit – буквальный перевод данной вкладки будет звучать, как «резать – редактировать». Действительно: эта вкладка предоставляет нашему вниманию несложный редактор, благодаря которому можно удалить ненужные фрагменты. Здесь же можно осуществить разметку видеофильма по главам.
Subtitles – редактор субтитров. Этот замечательный инструмент позволяет снабдить фильм самыми настоящими субтитрами.
Удаление фрагмента из фильма
Теперь хотелось бы рассмотреть все вышеописанное чуть подробнее. Первым делом мы попробуем удалить бесполезный, на наш взгляд, фрагмент видео.
Переходим на вкладку «Cut-Edit». Обращаем свой взор в нижнюю часть окна. Здесь расположен своеобразный монтажный стол, где в верхней части покадрово представлен наш фильм, ниже мы видим панель инструментов в виде огромных кнопок.
Чтобы вырезать ненужный фрагмент, нам достаточно щелкнуть по первому кадру фрагмента мышкой, затем перейти на панель инструментов и нажать там кнопку под названием «Sets the start frame», что в переводе на русский будет звучать, как «Установить первый кадр».
Далее мы переходим опять на линию с кадрами нашего фильма и щелкаем мышкой по кадру, который будет заключительным в вырезаемом фрагменте. Теперь опять возвращаемся на панель инструментов. Однако на этот раз наша задача нажать на кнопку «Sets the end frame» (Установить заключительный кадр).
Настало время применить главный инструмент всех времен и народов для кино монтажа. Мы нажимаем на кнопку, где нарисованы ножницы.
Ненужный фрагмент удален. Мы прекрасно справились с поставленной задачей!
Создание глав для фильма
Еще одной полезнейшей функцией окна «Cut-Edit» является возможность разметки фильма по главам. Чтобы выполнить данную задачу необходимо в правой нижней части окна нажать на кнопку «Edit Menu»
и в открывшемся меню выбрать пункт «Chaptering tool», после чего откроется окно с соответствующим названием:
Здесь мы видим три переключателя. Рассмотрим функцию каждого сверху вниз. Первый позволяет поставить переход на главу в конкретное указанное место по времени. Следующий позволяет совершить разметку через определенный интервал по времени в минутах. Если стоит значение «5», то фильм будет разбит на главы, каждая из которых будет располагаться через 5 минут от предыдущей. Наконец, третий переключатель позволяет установить общее количество глав. Предположим, если поставить значение двадцать, то фильм длительностью 180 минут будет разбит на 20 глав, каждая из которых будет располагаться друг от друга на расстоянии 9 минут.
Как уже говорилось, еще одна функция, которую предоставляет нам окно «Clip Addition» - это создание субтитров. Мне не хочется заострять этот вопрос, поскольку нет желания превращать статью в книгу, да и не так часто требуется создать титры на полнометражный кинофильм.
Поэтому предлагаю нажать на кнопку «Ок» в левом нижнем углу окна и перейти к следующему, немаловажному этапу – созданию меню нашего фильма.
Создание меню фильма
Чтобы приступить к данному этапу работы в верхней части экрана мы нажимаем кнопку «Menu». Нам откроется следующее окно:
Данное окно предлагает нам выбрать способ создания меню. А именно:
Create a menu based on a template – Создать меню из готовых шаблонов
Create a custom menu by choosing layout and items – Создать меню комбинируя предоставляемые программой заготовки, а также используя собственные мультимедиафайлы.
Я предлагаю довольствоваться первым вариантом и посмотреть что же предлагает нам программа.
А предлагается довольно внушительный список. Здесь хочу дать один небольшой совет. Если у вас два фильма в проекте, постарайтесь подыскать себе шаблон который предназначен именно под два видеофайла.
После того, как в левой части экрана из представленного списка выбран необходимый шаблон в правой части появится мини эскиз вашего будущего меню, выполненный в виде желтого квадратика. Теперь щелкаем два раза мышкой по этому квадрату и наблюдаем новое окно:
Здесь нас интересует лишь левая часть под названием «Menu Composition», где мы решаем: будет у нас присутствовать только главное меню (пункт «Top menu only»), или только меню каждого фильма \ трека (пункт «Track menu only»), возможен также вариант когда будут присутствовать и оба вида меню (пункт «Top and track menu”) и, наконец, можно предоставить решить программе: какое меню будет присутствовать. Для этого нужно выбрать пункт «Automatic”.
Однако я искренне считаю, что нет никакой необходимости в меню каждого трека и те, кто его вставляют в свой проект, просто заставляют в будущем пользователя при просмотре совершать лишние действия кнопками пульта управления. Поэтому выбираю пункт «Top menu only» и нажимаю кнопку «Ок» в нижней части окна.
Теперь наша задача внести небольшие изменения в текущее меню. В новом окне переходим в правую часть и щелкаем два раза по желтому квадратику.
После чего наше меню развернется, и мы сможем разглядеть: из чего же оно состоит:
Первое что бросается в глаза, это неудобоваримые для русского слуха названия фильмов, которые звучат в нашем меню, как «Track1 и Track2». Необходимо переименовать срочно это дело. Для этого щелкнем по названию Track1. Откроется редактор, где можно заменить исходное название на наше, родное.
После того, как название фильма мы поменяли, повторяем такую же операцию со вторым видео, а также не забудем переименовать заголовок меню, которое обозначено над иконками фильмов и по умолчанию именуется как «Title». Пусть меню будет обозвано, как «Фильмы Стивена Спилберга». Это будет честно по отношению к великому режиссеру.
Теперь обратите внимание на иконку фильма «Назад в будущее. Часть 3». Она черного цвета. А хотелось бы, чтобы она демонстрировала определенный кадр из фильма.
Давайте щелкнем два раза мышкой по этой иконке и попробуем изменить картинку. Появится новое окно:
Здесь мы видим окно предпросмотра, а под ним ползунок, который может нас переводить на любой эпизод фильма. Переводим плавно ползунок на самый яркий по нашему мнению кадр и нажимаем в нижней части экрана кнопку «Set the start frame». Далее просто жмем «Ок».
Смотрим: что же у нас получилось:
Практически все готово, за исключением одной мелочи. Неплохо оживить иконки каждого фильма. То есть при просмотре фильма на месте иконке будет отображаться небольшой фрагмент из нашего кино.
Для этого переходим в левую часть экрана и нажимаем на пункт «Top menu”, теперь переходим в правую часть окна и нажмем на кнопку «Top menu settings”. (Настройки главного меню).
Откроется новое окно, где в верхней части необходимо поставить флажок напротив надписи "Use local settings for this top menu".
Затем переходим на вкладку «Motion menu» и включаем пункт «Motion menu and background audio”. Нажимаем кнопку «Ок». Дело сделано!
Как уже говорилось, просмотреть предварительный результат можно осуществить путем перехода в раздел «Simulation» в верхней части окна.
Нам осталось осуществить самое главное: конечное кодирование проекта.
Кодирование проекта.
Здесь все просто. Для начала следует выбрать папку, куда будет сохраняться кодированное видео.
Сделать это можно нажав кнопку «Обзор» напротив «Output folder». В выпадающем списке «Target Size» необходимо указать объем (в мегабайтах или гигабайтах) будущего носителя.
Если по окончании процесса кодирования вы собираетесь записать полученные данные на диск, то следует установить флажок напротив "Write to the media disk after output completion".
Еще одной полезной функцией данного окна является возможность настраивать действия по окончании кодирования. Дело в том, что сам процесс кодирования – достаточно длительный и отнимает немало времени. Особенно это касается машин со слабыми процессорами, поэтому нередко пользователи оставляют процесс кодирование на ночное время или такие часы, когда нет необходимости работать на компьютере.
Post-output Task – этот выпадающий список позволяет указать программе, что после окончания кодирования она должна выключить компьютер, перевести его в ждущий режим или просто закрыть программу.
Чтобы запустить кодирование достаточно нажать кнопку «Start Output”, что я только что и сделал.
Признаюсь честно: в рамках этой статьи я не рассмотрел и половины возможностей программы TMPGEnc Authoring Works 4, которая на сегодняшний день представляет собой мощный инструмент для авторинга и даже редактирования видео контента. Могу смело рекомендовать TMPGEnc Authoring Works 4 тем, кто ежедневно занимается обработкой видео на компьютере.
Возможно, впоследствии мы с вами еще вернемся к этому замечательному продукту, а на данный момент я ухожу пить кофе.
Всегда ваш, Гоша Компьютерный
{mosloadposition cpanel}