Виталий Романов: «Мы ошиблись, выбирая вектор развития». |
08.05.2009 22:56 | |||
«Фантастика становится реальностью». Все чаще мы слышим эту фразу. Действительно: человечество научилось полетам в космос, автомобиль давно перестал быть роскошью, высокие технологии осуществили просто революционный прорыв. И то, что Вы сейчас находитесь на нашем сайте — прямое тому доказательство.
Тем не менее, ежедневно сотни издательств выпускают в свет тысячи фантастических романов, где нам пророчат то или иное будущее, заставляя задуматься о настоящем. Сегодня в гостях у Гоши автор многочисленных фантастических романов Виталий Романов, который считает, что человечество выбрало неверный путь развития. При всем при этом Виталий уверен, что труд писателя фантаста останется востребованным и в будущем.
Расскажите о себе. Когда пришло решение написать свой первый роман? И почему Вы пишете именно фантастику?
Живу в Санкт-Петербурге, очень люблю наш город, особенно центральную часть - Неву, а также побережье Финского залива. На мой взгляд, это идеальное место для медитации творческих людей и приравненных к ним бездельников. По образованию я - инженер-радиотехник, только из меня получился бестолковый радиотехник, поэтому я стал секретным физиком... то есть, начал работать в области IT, в разное время деятельность была связана с настройкой компьютеров, сетевого оборудования, локальных сетей, Интернет-приложений, с поддержкой пользователей, с Интернет-рекламой, с HTML-версткой. В общем, получилась разносторонне ограниченная личность с кучей дипломов и сертификатов.
Что касается первого написанного текста... То был совсем не роман - короткий рассказ. Написал я его во время службы на Северном Флоте. Вот только прибыл в свою бригаду ракетных кораблей и катеров (это было ночью), посмотрел на море, на сопки, на звезды, подумал тогда "Бог мой! Какая невозможная, сумасшедшая красота!!!" Уверен, потрясающая красота Заполярья стала тем катализатором, который открыл нужные "энергетические каналы", помог найти свою дорогу.
Я считаю, что по отношению к книгам словосочетание "пришло решение написать" - не совсем верное определение. Писать книги - это нечто, что дано тебе свыше. Просто сначала об этом не знаешь, но однажды у тебя открываются глаза. Слава Богу, удалось во время службы на СФ почувствовать в себе то, что впоследствии стало очень важным и дорогим в жизни.
Почему пишу фантастику? Во-первых, я этот жанр любил с детства - массу книг читал, все подряд, что под руку попадалось. Во-вторых, это просто удобный жанр. Здесь можно создавать "сцену действия" так, как тебе хочется, не будучи ограниченным какими-то рамками реальности. Здесь можно изобретать ситуации, миры, личности - то есть, дать волю воображению. На самом деле, для меня герои, их эмоции, переживания, чувства, их путь, поиски верного решения - важнее. Просто данный жанр позволяет поместить героев в любую среду, смоделировать ситуации так, как тебе хочется, вот этим фантастика и привлекает, этим она сильна.
Одно время я долго посещал ресурсы в сети Интернет, где маститые писатели учили, как правильно писать фантастические романы. Советы иногда были весьма дотошными. До сих пор помню, что один из авторов сообщал: слово "однако" в настоящем фантастическом романе недопустимо. Действительно ли существуют законы и правила, по которым должна быть написана книга? Или настоящее гениальное произведение - оно выше каких либо рамок и ограничений?
Знаете, в прошлые времена школа письма была очень жесткой, факт. Я не застал эпоху, когда нельзя было ставить слово "однако" в фантастическом романе, но точно знаю, что "прорабатывали" за малейшие логические, смысловые ошибки весьма круто, не говоря уж о грамотности.
Теперь все по-другому, в издательства постоянно приходят даже такие рукописи, где в конце названия произведения автор ставит точку. Какие там сложные материи? Если человек не знает, что в конце заголовка точку ставить не нужно, о чем еще говорить? И ведь, самое любопытное (или грустное), что на критические замечания некоторые авторы реагируют так: а мне и не надо знать это, в издательстве есть редакторы и корректоры, они все поправят, как требуется.
И ведь поправят, что характерно. Если маркетологи сделают вывод, что произведение "пойдет" у массового читателя - не вопрос. Пипл хавает - значит, доведут рукопись до ума и опубликуют.
В общем, по поводу слова "однако" заморачиваться не стоит. :)
Впрочем, тут, конечно, все не так однозначно. Есть же разные target group, книги могут быть ориентированы на различных читателей, в издательствах сидят умные люди, которые стараются делать все от них зависящее. Но рынок-то на одном энтузиазме "не заломаешь" - финансовую составляющую продаж в наши дни невозможно не учитывать.
Лет этак двести лет назад человек не знал компьютеров, полетов в космос и прочих замечательных вещей, что нынче являются просто частью нашей жизни. И ведь жили люди! Нужен ли нам
прогресс в том виде в котором мы видим его сегодня?
По-моему, мы движемся не совсем туда, куда собирались. Не хочется брюзжать, но давайте попробуем представить, что мы вдруг (по волшебству или как-то иначе) оказались, например, в том мире, который нарисован в фильме "Пятый элемент". Я беру этот фильм потому, что трудно найти человека, который бы его не видел. Представьте: Ваш дом - огромное многоэтажное здание, нижние этажи утонули в клубах угарного газа. Стандартные убогие квартиры-ячейки, одна из них - ваше жилище, ваше жизненное пространство, с которого даже некуда податься, три шага влево-вправо - стены... В коридор огромного здания? Туда, где куча соседей? Полицейские облавы? Или, быть может, вниз, погулять по улицам города, в клубах угарного газа? Конечно, понятно, что мир "Пятого элемента" - гротеск, но... Раньше американцы любили снимать фильмы про то, как террористы захватывают самолеты. Тоже был гротеск, пока 11-е сентября не случилось…
Возьмите вышедший в прошлом году детский мультфильм "Wall-E" (Стена-И). Земля, в панике оставленная людьми. Роботы-автоматы, выполняющие программу - прессующие мусор и складывающие из этих "кубиков" гигантские здания...
Ведь неспроста в творчестве появляются такие нотки - это одна из возможных перспектив человечества, и лет до такого финала не так уж много. Мы старательно движемся по этому пути.
Как вы считаете: будут ли люди будущего читать книги? И не появится ли какая-нибудь умная программа, что будет выдавать в день по несколько уникальных и увлекательных романов, в результате чего, труд писателя - человека станет невостребованным?
Все зависит от того, что читатель ждет от книги. Если некой "фишки", под которую можно провести время (убить свободные часы) то, может, программы и заменят человека. Но я считаю, что книга - это движение души. А как, в таком случае, компьютерная программа может заменить человека? Откуда у программы душа? :) Знаете, в фильме "Ландыш серебристый" герой Александра Цекало очень хорошо говорит о творческих людях, в смысле, о судьбе любого творческого человека. Немного перефразируя ту идею, можно подать ее так: Настоящий художник в своих творениях обязательно раздает себя, свою душу, по частицам. Творческие люди потому и не живут долго, их просто не остается, они сгорают дотла. Сможет ли так какая-нибудь машина? По-моему, ответ очевиден.
Телевидение, кино индустрия и литература... Казалось бы эти три кита должны стремиться к одному - сделать мир лучше, человека добрее, научить его чему нибудь хорошему. На деле же получается - только книги еще пытаются следовать данной цели. Редко выходит по настоящему хороший кинофильм. А современное телевидение всерьез решило взяться за разложение нравственности. Почему так происходит?
Вы ждете от меня оригинального ответа на этот вопрос? :) По-моему, его просто не существует, все ясно, как дважды два - пять.
И вот тут мы упираемся в вопрос, который все бесконечно задают друг другу: что первично, материя или сознание? То есть, что первично: искусство или спрос на него, выраженный в денежных знаках? Если искусство управляет массами, тогда виновато искусство. Если массы управляют искусством (посредством игнорирования того, что массам неинтересно, а значит – посредством вытеснения с экранов непопулярного в массах) – тогда виноват средний уровень культуры и образования.
Аналогично с фильмами. Если под создание фильма взят кредит на N млн евро или долларов - кредит должен быть «отбит» за счет проката. Фильм будет успешен в прокате лишь в том случае, если он интересен большинству, то есть, массам. Дальше понятно, уже выше разбирали.
Книги? Не питайте иллюзий, все меньше остается авторов, которые пытаются создавать что-то стоящее, нетипичное. Есть темы, которые гарантированно позволяют продать стартовый тираж и даже получить роялти за допечатки. Авторы не дураки, понимают, как дуют ветры. Большинство начинает играть по предложенным правилам. Выбора почти нет: автор, если он создает товар, который не расходится даже стартовым тиражом, постепенно вытесняется с рынка. В такого писателя с неохотой (опаской) вкладывают деньги. А потом - перестают.
Сегодня на просторах интернета активно обсуждается вторая часть фильма Федора Бондарчука "Обитаемый остров". Если Вы смотрели этот фильм, было бы здорово услышать ваше мнение. Также хотелось бы узнать: каково ваше отношение к кино фантастике? Есть у вас любимые фильмы (как наши, так и зарубежные)?
Вы знаете, я с большой осторожностью отношусь к попыткам экранизировать сложную фантастику. То есть, я хочу сказать, что бывают произведения, построенные по принципу экшн, вот из них фильм сделать гораздо проще. А что касается А. и Б.Стругацких, то они являются довольно «трудными» авторами даже для того поколения, для которого писали. Так что, имхо, любая попытка осовременить их произведения – серьезное упрощение заложенных в книге идей. Иначе говоря, от книги почти ничего не остается. Да простят меня… :)
Насколько реально создание искусственного интеллекта и способен ли робот стать человеком? Не помешает ли ему отсутствие такой субстанции, как душа? И, наконец, зачем мы так стремимся создать подобие самого себя (до сих пор не могу понять - зачем нам роботы футболисты)?
Создание искусственного интеллекта вполне возможно - дело лишь в мощности вычислительных систем (проще говоря, центрального процессора данного индивида), но человеком робот никогда не станет. Именно потому, что человек - это не только мозг, но и душа, эмоции, переживания.
Если можно с помощью программного кода создать любой уровень интеллекта (мощный ПК уже обыгрывает в шахматы чемпиона мира, причем человек идет интуитивно, сразу отсекая глупые варианты, а машина действует перебором и просчетом сумасшедшего числа комбинаций), то ни один самый талантливый программист не сможет запрограммировать, например, несчастную любовь. Или, наоборот, состояние счастливого человека, который готов целовать и носить на руках весь мир только потому, что сказал "Я люблю" и услышал "Да" в ответ.
Зачем нам роботы-футболисты? Взрослые дяди балуются, как дети. А что им, пошалить нельзя? Ну, а если серьезно, то думаю, что под созданием роботов-футболистов - огромные деньги. Ведь отработанные на "футболистах" технологии позволят создать непобедимую армию будущего - солдат, которые превосходят по многим показателям армию, составленную из живых людей.
Такая армия не нуждается в еде, не знает боли и страха, солдаты способны взаимодействовать на гигантских расстояниях без "навесной" техники - все встроено в "голову". Это человеку требуется радиостанция, бинокль, снайперский прицел, прицел ночного видения, а у железного солдата все есть изначально. В общем, сами понимаете...
Ну и, конечно, возможны гражданские (промышленные) применения таких роботов, если какая-то корпорация надумает вести разработки на Луне или Марсе.
Читаете ли вы чужую фантастику? Если да, то кто из авторов Вам нравится?
Пардон, отвечу длинно. В мае 2000-го года появился "Самиздат" Максима Мошкова, на который я вполз дрожащим от страха новичком. Прошел путь от голодранца, у которого не было ни единого опубликованного рассказика, до писателя, имеющего "в багаже" 12 напечатанных книг, нескольких их переизданий, рассказы и повести в сборниках, журналах, газетах, постановку на радио.
Весь этот путь я прошел не один - рядом были друзья и просто хорошие люди, которые росли вместе со мной, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Давайте условно назовем их "Поколение 2000". Кто-то из наших ребят добился большего, чем я.
Так или иначе, за последние лет пять сформировался целый клан писателей, которые мне далеко небезразличны. С кем-то из авторов мы дружим, с кем-то поддерживаем приятельские отношения, с кем-то просто слегка знакомы. Я не только стараюсь следить за их творчеством, но и веду проект "Звезды Самиздата" (http://zhurnal.lib.ru/z/zwezdy_s/), знакомящий читателей с новым поколением фантастов. В общем, в меру сил стараюсь помогать коллегам, рекламировать их творчество.
Алексей Пехов, Виталий Зыков, Роман Афанасьев, Шимун Врочек, Дмитрий Казаков, Юлия Остапенко, Лора Андронова, Дарья Булатникова, Иар Эльтеррус, Юрий Иванович, Павел Корнев, Сергей Зайцев, Олег Синицын, Елена Петрова, Ксения Баштовая, Яна Алексеева, Павел Миротворцев - я назвал лишь некоторых своих коллег по "Самиздату", уверен, настоящим поклонникам современной фантастики и фэнтези часть имен хорошо знакома.
Если же вести речь о тех, кто "стартовал" гораздо раньше нас, то любимых книг у меня очень много, но "Сказка королей" ленинградской писательницы Ольги Ларионовой уже много лет является лучшим (имхо) произведением. А вообще, если называть имена, то в разное время влияние на меня оказали Станислав Лем, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Генри Каттнер, Пол Андерсон, Роджер Желязны, Роберт Асприн, Гарри Гаррисон (это из фантастов). Обожаю рассказы Сергея Лукьяненко. Готов снять шляпу перед Леонидом Кагановым - в формате коротких историй с ним нереально состязаться.
Ваши книги, как и любое событие, активно обсуждаются на просторах Интернета. Признаюсь, после прочтения каждого вашего романа, я специально заходил почитать: что же думает народ по поводу данного произведения и насколько совпадает общее мнение с моим. Как часто приходится читать лично Вам отзывы на собственные романы, принимаете ли участие в каких либо форумах и не раздражают ли отрицательные отзывы?
Мои книги не относятся к числу самых обсуждаемых и хорошо принимаемых, это факт. Признаю, я сам в этом виноват. Ныне в моде жанр "фэнтези", особенно он популярен среди тинэйджеров, которые активнее всего обсуждают новинки в Сети, делятся впечатлениями, советуют друг другу, что почитать.
Я же в своем творчестве ориентируюсь на читателей чуть более старшего поколения - тех, у кого за плечами жизненный опыт, кто готов не только проводить свободное время за книгой, но и думать, совершать работу мозга и души, пытаясь продолжить либо трансформировать линии, которые "нарисовал" автор.
И потом, я не пишу сериалы по 5-10 романов на одну тему, с одними и теми же героями. Каждый мой новый текст - иная среда, другая идея. Гламурная история любви; жесткий боевик о современной России; космоопера; фантдетектив для поклонников цикла А.Азимова "Я, робот"; фантастический боевик на грани или за гранью допустимого. Читателю моих книг все время приходится переключаться, перестраиваться. Это неудобно и трудно, создает дискомфорт.
В результате довольно часто приходится слышать отрицательные отзывы, к примеру, сравнительно недавно на одном Интернет-форуме мне сказали, что в качестве сантехника я принес бы России гораздо больше пользы, нежели в качестве писателя.
Реагирую ли я на это? Конечно. Как любой творческий человек - переживаю. Не верьте тому, кто говорит, что ему безразличны отзывы. Понимаете, это сродни рождению ребенка, только астрального. Когда рукопись закончена и сдана в издательство - это еще не рождение. Когда принята к публикации - тоже не рождение. А вот в момент, когда издательство напечатало книгу, она пошла в мир, к читателям - свершилось чудо, родился твой ребенок, пусть и астральный. Каким будет его жизнь? Найдет ли он себя среди людей? Нужен ли он людям? Как уберечь его от невзгод? Ты не можешь об этом не думать. Ты хочешь, чтобы у твоего ребенка была счастливая судьба, чтобы его приняли и поняли. И, конечно, искренне переживаешь все неудачи и трудности.
Случается, переживания невероятно сильны - когда отрицательных отзывов много. Тянет все бросить: жить, как обычные люди - не болеть тем, что внутри тебя. Так проще. Однако, проходит немного времени, отрицательные эмоции "переплавляются", выходишь на новый уровень, ведь трудности, преодоление сопротивления среды делают нас сильнее.
Очень хочется услышать о планах на будущее. А именно: какой новый роман готовит читателю писатель Виталий Романов?
Как обычно - неудобный, непохожий на предыдущие. :) Готовлюсь слушать "Аффтор, выпей йаду", "Аффтор, убей себя ап стену", готовлюсь переживать, мучиться, но идти своей дорогой дальше. Новые материалы на эту тему:
Также рекомендуем к прочтению:
|
|||
Обновлено 02.01.2011 03:07 |